Одной из важных функций государства является противопожарная защита зданий и сооружений. В соответствии с ФЗ №123 от 22.07.2008 («Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») каждый объект должен быть оснащен системой пожарной безопасности, обеспечивающей оперативное тушение возгорания для предотвращения разрастания и распространения пожара для защиты людей, имущества и материальных ценностей.
Пожарная безопасность объекта подразумевает не только монтаж систем предотвращения пожара и пожаротушения, но также проведение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожаробезопасности, которые исключали бы возможность превышения пожарного риска и причинение вреда человеку в результате пожара.
Условия, обеспечивающие пожаробезопасность объекта
- Полноценное соблюдение требований пожарной безопасности, которые установлены техническим регламентом ФЗ «О техническом регулировании» и ограничение пожарного риска для недопущения превышения пороговых значений, которые установлены ФЗ №123.
- Выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, которые установлены техническим регламентом ФЗ «О техническом регулировании» и нормами пожарной безопасности.
Проектная документация должна в полной мере соответствовать ФЗ №123, который содержит требования и своды правил, другие документы с требованиями к пожарной безопасности объектов. Кроме того, при разработке мероприятий по обеспечению пожарной безопасности следует использовать правила и стандарты, прописанные в ФЗ №384 от 30.01.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Какие проблемы возникают при экспертизе проектов сложных и уникальных объектов
Превышение допустимой площади здания
Такая ситуация не позволяет выполнить проект внутреннего и наружного противопожарного водопровода в соответствии с нормами и требованиями стандарта. Кроме того, нет возможности провести разработку специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009.
Расход воды для наружного пожаротушения зданий
Количество пожарных стволов и минимальный расход воды для внутреннего пожаротушения складов и производственных цехов
При этом вышеуказанные стандарты не могут быть использованы в качестве нормативных документов при проектировании, если пожарный риск не превышает нормативного значения (смотреть ч. 1 п. 1 ст. 6 № 123-ФЗ). Однако технические условия должны разрабатываться в любом случае (в соответствии с п. 2 ст. 78 № 123-ФЗ).
Ширина эвакуационных выходов
В соответствии с требованиями пп. 4.2.5, 4.1.7 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационных путей и выходов должна быть не менее 0,8 в свету. Значит, в проектах зданий любого назначения (за редким исключением) должно быть указано, что ширина дверного полотна с учетом притвора не может быть меньше 0,82 м или рекомендованы двухстворчатые двери.
Эвакуация из отдельных помещений
Из объектов, для которых не конкретизировано определение «помещение» и не существует нормативов, значительно усложняется эвакуация людей, так как последовательность эвакуационных действий строго прописана в п. 3 ст. 89 № 123-ФЗ. Так группы помещений, которые воспринимаются как единое целое (квартиры, гостиничные номера, совмещенный санузел, пр.) при проектировании должны рассматриваться как отдельные помещения.
Превышение допустимой высоты здания
Для зданий, высотой более 50 м необходимо проектировать противопожарные системы, так как нормативные требования по пожарной безопасности таких объектов отсутствуют.
Пределы огнестойкости высотных зданий
Степень огнестойкости общественных зданий
Гибкое нормирование
Все нарушения, которые возникли во время проектирования и связаны с отступлением от требований документации по пожарной безопасности, можно обосновать с помощью расчета пожарного риска, что и подразумевает гибкое нормирование. То при наличии расчетного обоснования допускается нарушение конкретных технических требований.
Допустимые нарушения не разъясняются подробно в ФЗ №123, поэтому «гибкое нормирование» реализуется следующим образом:
- для складских и производственных помещений пожарный риск рассчитывается в соответствии с приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 [5];
- для жилых и общественных зданий расчет пожарного риска осуществляется при учете приказа МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 [4].
В процессе проверки зданий и сооружений органами Государственного пожарного надзора возможна отмена расчета пожарного риска, например, при составлении решения о невозможности принятия результатов расчета на конкретном объекте. Однако, проверка объекта пожарным надзором проходит обычно через 2-3 года после запуска здания в эксплуатацию, поэтому большинство проектных организаций все же проводят расчет пожарного риска при разработке проектов.
Решение проблемы
Если нет возможности рассчитать пожарный риск или возникла ситуация с неприятием расчета, то оптимальным решением здесь будет разработка СТУ – специальных технических условий, которые и будут служить нормативным документом в процессе проектирования объекта, строительства и эксплуатации.